Вы здесь

История города Серпухова

Серпухов - город крепость

«Серпухов прекрасен не каким-то отдельным видом, памятником,

даже не своей застройкой, включающей строения разных веков, стилей,

разного художественного качества и назначения,

он прекрасен целостностью городского пейзажа, поразительным равновесием всех частей, форм и пространств»

В этой точной и емкой характеристике, данной исследователем Ф.В. Разумовским,- весь Серпухов. Мы можем только пояснять и давать иллюстрации.

Город-крепость. Именно таким он был со времени основания – с XIV века.

Считается, что люди жили здесь намного раньше – в районе нынешних Соборной горы и Высоцкого монастыря. Градостроительство же началось благодаря московским князьям, которые решили превратить это поселение в южный форпост молодой Московии.

Первым князем здесь стал четвертый сын Ивана Калиты Андрей. Однако не ему суждено было поднять и прославить город – его сыну Владимиру, двоюродному брату и ближайшему сподвижнику Дмитрия Донского.

Серпуховский князь

Воспитанник митрополита Московского Алексия, духовный сын Преподобного Сергия, собеседник одних из самых просвещенных людей своего времени – константинопольского патриарха Филофея, митрополита Киприана, иконописца Феофана Грека. Это окружение взрастило одного из выдающихся князей русского средневековья.

С восьмилетнего возраста Владимир начал участвовать в военных походах. В 14 лет защищал Новгород и Псков от притязаний Тевтонского ордена. Потом были походы против Твери, Литвы, победы над ханами Тохтамышем и Едыгеем.

А в битве на Куликовом поле Владимир возглавит вместе с воеводой Боброк-Волынским командование засадным полком и принесет победу. После этого он получит имя, которым называют его и сегодня,– Храбрый.

Его мирное время было посвящено градостроительству. В 1366-1367 годах он вместе с будущим Дмитрием Донским строил каменный Московский Кремль. И Серпухов своими древними монастырями, славой некогда прекрасного и надежного кремля обязан именно князю Владимиру. Кроме Серпухова в его княжеские владения входили Боровск и Радонеж.

На свои средства Владимир Андреевич построил храмы: Святой Троицы в Серпухове, Зачатьевский собор и Покровскую церковь Высоцкого монастыря. На протяжении всей жизни постоянно и щедро благотворил Свято-Троицкой Радонежской обители. А еще способствовал развитию книгописания и приобретению лучших образцов иконописи для возрождающейся после татарского пленения Русской церкви.

В Серпухове у князя Владимира родился первенец, крестить которого приходил из Троицкой обители Сергий Радонежский. По меньшей мере, полтораста верст прошел он пешком, «ибо, желая трудов, не любил ездить». Тогда Сергию было уже 67 лет.

Скончался князь в 1410 году. Его долго помнили и благодаря тому, что в эпоху междоусобных смут он стал первым, кто по доброй воле пошел в служение сыну Дмитрия Донского – своему племяннику – Василию I, признав его великокняжеское превосходство и назвав отцом.

Сегодня князь Владимир прославлен в лике местночтимых святых. В честь него названа одна из серпуховских площадей. А при Высоцком монастыре существует военно-патриотический клуб имени Владимира Храброго.

 

Древний символ бессмертия

Когда-то – еще в глубокой древности – павлин во многих культурах стал символом бессмертия.

Дело в том, что три необычных свойства присущи этой птице. Павлин бесстрашно нападает даже на очень больших змей и побеждает их; павлин переносит минусовые температуры; когда павлин умирает, его мясо не гниет, а ссыхается и каменеет.

Он считается священной птицей в Индии. Греки изображали павлинов на колесницах богов в знак вечной жизни. Кроме того, согласно мифу, Гера оживила убитого Гермесом стоглазого Аргуса в виде павлина, поместив глаза на хвосте. В исламе раскрытый хвост павлина означал полную луну или солнце в зените, а его глаз ассоциировался с внутренним зрением. В христианстве павлиний хвост с постоянно обновляющимися перьями олицетворял Воскресение Христово, а сама птица символизировала бессмертие. Множество глазков на павлиньем хвосте ассоциировались с всеведеньем Бога. Эта птица стала также атрибутом святой Варвары.

А вот как символ тщеславия павлин воспринимался лишь в России XIX века. В некоторых помещичьих хозяйствах начали разводить павлинов, которые зачастую оказывались для хозяев дороже крестьян. Следовательно, птица была наделена чертами, которые крепостной ненавидел в барине, - надменностью и самодовольством.

Много событий пережил Серпухов за свои века. Но весь ансамбль древнего города до сих пор сохранил на себе печать: «рожденный в эпоху образования на Руси централизованного государства – в эпоху величайшего подъема национального самосознания».



 

Высоцкий монастырь

Это было в 1374 году. Одновременно с началом строительства деревянного кремля и решением московских князей превратить Серпухов в надежный форпост Московского княжества.

Преподобный Сергий Радонежский пешком пришел в Серпухов из своей обители, чтобы благословить князя Владимира Храброго на строительство монастыря. Первым настоятелем стал любимый ученик Преподобного Сергия - Афанасий.

На Высоком холме была заложена деревянная церковь в воспоминание праздника Зачатия Богородицы. Потому полное название монастыря – Высоцкий Зачатьевский. Первые каменные храмы были возведены в нем сразу после Куликовской битвы – в 1381 году. Герой битвы Владимир Храбрый поставил Зачатьевский и Покровский соборы в память о ней.

С тех пор монастырь строился и изменялся – все его сооружения созданы в разное время.

В 1387 году игумен Афанасий навсегда уехал служить в Константинополь. Обитель он доверил иеромонаху, которому когда-то при постриге дал собственное имя.

У Серпухова двое небесных покровителей с одним именем – «преподобный Афанасий». Только одного мы называем старшим, другого – младшим. А третьим святым настоятелем монастыря стал преподобный Никита – родственник и ученик Сергия Радонежского.

Преподобный Афанасий младший, пришедший в Высоцкий монастырь двенадцатилетним отроком и преставившийся в 33 года, стал одним из величайших святых Серпуховской земли.

С его именем связано много чудес. Вот одно из них. Во время нашествия крымских татар на Серпухов монахи бежали из Высоцкого монастыря. Но неприятели и некоторые жители города видели, как из обители на коне выехал инок с жезлом в руке. Он был смугл лицом и с густой черной бородой. Так выглядел преподобный Афанасий младший. Объехав стан врагов, он с угрожающим видом устремился на них, и они, сняв осаду, обратились в бегство. Это было в 1571 году, спустя более полутора сотни лет после смерти Афанасия…

Мощи святого обретены лишь недавно. До 1994 года они покоились под лестницей соборного храма, где сам Афанасий завещал себя похоронить.

Стараниями архимандрита Иосифа (ныне епископ Биробиджанский и Кульдурский) 10 апреля 1991 года древняя обитель, после долгих лет забвения, вновь начала действовать. 24 сентября 1994 года мощи преподобного Афанасия Младшего были обретены и в день памяти святого, по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, перенесены в Покровский храм.

Владычный монастырь

Если прийти к стенам Высоцкого монастыря, то увидишь весь старинный Серпухов. Владычный женский монастырь – на другом берегу. Это архитектурное решение делает городское пространство уникальным.

Введенский Владычный монастырь основан еще раньше – в 1360 году – в честь Введения во храм Богородицы. Тогда Серпухов был очень маленьким, не укрепленным городком, а князю Владимиру, будущему Храброму, шел всего девятый год…

«Алексие, подобает тебе монастырь поставить имени Моему, купно же и себе в память»,- был голос Митрополиту Алексию (святителю Московскому и всея России чудотворцу) от иконы Богоматери. Она Сама указала место и событие, в память которого должен быть возведен монастырь.

В этой обители появились первые в городе произведения каменного зодчества. Белокаменные храмы были тогда редкостью даже в Москве. Потом Владычный монастырь развивался медленнее, чем Высоцкий. Однако в 1598-1609 годах, после посещения Серпухова Борисом Годуновым, он был практически полностью перестроен на пожалованные деньги. Монастырь стал уникальным комплексом годуновской архитектуры.

Строителем и первым настоятелем обители был келейник митрополита Алексия – Варлаам. Он пожил строителем в монастыре больше пятнадцати лет. А предвидя скорую смерть завещал: «Погребите меня так, чтобы я всегда зрел церковь Пресвятыя Богородицы». Сегодня его святые мощи – там же, перед Введенским собором. Рядом с крестом преподобного Варлама – никогда не гаснущая лампада.

Сегодня на территории монастыря принимает школьников Православная классическая гимназия, названная его именем.

В 1377 году по распоряжению святителя Алексия для монастыря была написана икона «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых» по образу видения преподобного Варлаама Серпуховского. Эта икона, помещенная в соборном храме, построенном иноком Варлаамом, много веков была главной святыней монастыря и почиталась всецерковно как чудотворная.

В XIX веке Владычный монастырь стал женским стараниями митрополита Московского Платона (Левшина). С этого времени начался невиданный расцвет обители. Обновлены храмы, возведены новые каменные корпуса, гостиницы для паломников, устроена больница с лабораторией и домашней аптекой. При монастыре были огороды, сады, луговые и пахотные земли, 180 десятин леса, скотный двор, пчельник. К середине столетия число насельниц возросло до 300.

В 1919 году монастырь был закрыт, его территория стала Авиагородком... На ней открылась школа «красных военлетов», затем – среднее военное училище. А потом всего за семнадцать лет он был почти полностью разрушен - когда остался вовсе без хозяина...

Монашеская жизнь в обители возобновлена 5 мая 1995 года.

Чудеса здесь являются людям и через мощи первого строителя обители, и через образ Божьей Матери «Неупиваемая Чаша». Большинство икон Владычного монастыря периодически мироточат…

Есть между этими монастырями нечто общее и очень важное. Икона Божьей Матери «Неупиваемая Чаша» - явленная во Владычном, исчезнувшая в советские годы и вернувшаяся в виде чудотворной копии в Высоцкий.

В 1878 году эту икону обрели благодаря крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженному отставному солдату, который был одержим страстью пьянства и дошел до нищенского состояния. У него отнялись ноги, но он продолжал пить. Однажды крестьянин увидел сон. Старец-схимник настаивал на том, чтобы он пошел в Серпухов и в монастыре Владычицы Богородицы отслужил молебен перед иконой «Неупиваемая Чаша».

Крестьянин не решался. Старец являлся снова. И крестьянин ползком добирался до Серпухова. К городу он подошел, уже опираясь на палку…

В женском Введенском Владычном монастыре страждущий рассказал о своих сновидениях, но никто не знал такой иконы.

«А не эта ли икона с изображением Чаши находится в проходе из соборного храма в ризницу?»- пришла кому-то в голову мысль. На обратной стороне иконы действительно увидели надпись «Неупиваемая Чаша».

Из Серпухова крестьянин возвращался здоровым, получив исцеление больных ног, освободившись от непреодолимой тяги к вину.

А в явившемся ему схимнике крестьянин узнал старца Варлаама – строителя Владычного монастыря.

После революции Владычный монастырь был закрыт, а чудотворная икона – перенесена в кафедральный собор Николы Белого. В 1929 году был закрыт и Никольский собор. Все его святыни сожжены на берегу реки Нары. Иконы с образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша», включая первообраз, бесследно исчезли.

Память о ней вернулась в город 80-х годах ХХ века. Была возобновлена дореволюционная традиция Серпуховского Александро-Невского Братства трезвости – по воскресным дням стали совершаться молебны об исцелении от недуга пьянства с чтением акафиста Божией Матери.

Когда же открылся Высоцкий монастырь, архимандрит Иосиф перенес молебное служение «Неупиваемой Чаше» сюда. По его благословению, известный российский иконописец Александр Соколов создал список чудотворной иконы. А в 1996 году еще один список появился во Владычном монастыре.

С тех пор в Серпухове два образа «Неупиваемой Чаши». Оба они, как и первообраз, чудотворные.

Самое торжественное богослужение пред ними совершается 18 мая по новому стилю – в день праздника иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».


Кафедральный собор Николы Белого

Белая – из местного известняка – Никольская церковь стояла на окраине сплошь деревянного города еще в XVII веке. Но не это начало истории Кафедрального собора – еще раньше здесь стоял деревянный храм в честь того же святого.

В 30-х годах XIX века по инициативе Михаила Попова – подьячего Земской избы – началась перестройка храма в стиле московского ампира.

Архитекторы Федор Шестаков и Иван Таманский – мастера школы великого Матвея Казакова – создали одно из самых органичных монументальных зданий. В условиях тогдашнего Серпухова храм был просто огромным. Его колокольня стала городской доминантой.

В 1924 году Святитель Тихон, Патриарх Всероссийский, посетил собор и присвоил ему статус Кафедрального. А потом началось время забвения. Колокольня была частично разрушена. В храме разместилась макаронная фабрика. Потом – прачечные. А последние годы, по настоянию председателя горисполкома Сергея Кудрякова,- химический склад. Все это спасло храм от сноса…

В 1995 году собор Николы Белого был возвращен верующим, хотя мог быть отдан под концертный зал… Тогда же город вручил ключи от собора Святейшему Патриарху Алексию II и началось восстановление. Появились даже новые колокола. Трехсотпудовый благовестник, потом – пятитонный, отлитый специально для Николы Белого ярославскими мастерами.

Один из пределов собора был освящен в память о шестерых новомучениках – жителях Серпухова.

Появились и чудотворные иконы.

В 1993 году протоиерею Владимиру Андрееву – настоятелю собора – пожилая женщина передала икону Богородицы «Поможение родам». Отец Владимир сам составил акафист для этой иконы, который теперь каждую неделю читается в Николе Белом.

С ней связано много чудес. Вот отрывок из рассказа настоятеля: «Однажды пришла в слезах женщина; ее дочери в это время должны были делать операцию. Врачи сказали ей, что для сохранения жизни матери-роженице предстоит внутриутробное иссечение (убийство) плода, причем срок беременности был достаточно большим. Мы с ней читали акафист пред святою иконой и, к моей радости, вечером она вновь пришла сияющая счастьем – удалось спасти мать и младенца».

А еще в соборе хранится список богородичной иконы «Взыскание погибших», которая в 1871 и 1892 годах спасла Серпухов от холеры. Каждый год с 23 июля по 23 августа с этим списком, тоже прославленном чудесами, по храмам и монастырям города совершаются Крестные ходы.


Соборная гора

На ней стоял кремль, уникальный, построенный из белого камня. В то время редко использовали этот материал как основной, чаще его заменяли кирпичом. А вот в Серпухове строили из него вплоть до XVII века.

Стены кремля повторяли естественное очертание холма. 32-метровая Караульная башня с колоколом, Никольская – с тайным выходом к Серпейке, самая красивая – Высоцкая – смотрящая на монастырь. Всего пять башен и три полубашни. За всю историю существования этот кремль был взят лишь раз – из-за предателя.

Ради белого камня кремль разберут в советские годы на строительство московского метро… Но так и не используют… Сегодня можно увидеть только небольшие участки стен бывшей твердыни.

На территории кремля стоял художественный, ландшафтный, духовный ориентир города, сохранившийся и поныне. Это Троицкий собор. Его сегодняшнее здание построено в 1696 году архимандритом московского Спасо-Андроникова монастыря Феодотием, некогда бывшего священником этого собора.

Богослужения здесь очень редки. Собор является филиалом историко-художественного музея, он хранит предметы, найденные при многочисленных раскопках на Соборной горе. Троицкий собор помнит двух святых новомученников. Один его настоятель протоиерей Василий Студиницын и сын другого настоятеля – священник Петр Орленков – были расстреляны в 30- годах.

На месте второго храма, стоявшего на территории кремля (в память Димитрия Солунского и в честь Дмитрия Донского), теперь – мемориальный некрополь защитников города в Великой Отечественной войне. Там же – памятный крест серпуховичам, погибшим на Куликовом поле.

Ансамбль посадских храмов

С Соборной горы (еще ее называют Красной) виден и Высоцкий монастырь, и собор Николы Белого, и один из самых впечатляющих городских пейзажей – ансамбль посадских храмов.

Три церкви, стоящие рядом на крохотном пятачке – ограда к ограде: красная Успенская, желтая Ильинская и бело-зеленая Троицкая. Чудо триединства… Все они построены в разное время, в разных архитектурных стилях…

Троицкая – одна из старинных каменных церквей Серпухова. Она стала прообразом местной архитектурной школы, идущей наперекор петровским решениям, возвращающей в XVIII веке образы московской древности. А в XX веке фундамент этой церкви случайно повредили… С тех пор ее колокольня медленно падает.

Ильинская церковь, построенная на деньги местных купцов, - единственный в своем роде памятник по всей округе. Она создана столичными зодчими в московском стиле первой половины XVIII века на месте деревянного храма. В Серпухове только эта церковь избежала закрытия и разорения в советские годы.

Успенская церковь намного моложе своих соседей. В нынешнем своем обличии – в «русском» стиле – она появилась в 1854 году. Строителем ее был крупнейший серпуховской фабрикант Николай Коншин.

Ранее – с 1620 года – здесь стоял деревянный храм. Возле него в общей могиле были похоронены умершие от морового поветрия 1693 года. По преданию, в городе тогда осталось только шесть семей…

В советское время Успенский храм был закрыт, а его настоятель, протоиерей Алексий Синайский, расстрелян на полигоне «Бутово».

Историко-художественный музей

Серпуховский областной историко-художественный музей – один из крупнейших в России. Располагается он в одном из лучших купеческих особняков города.

Начало богатейших коллекций этого дома вполне прозаическое. Брат покойного мужа Анны Мараевой – хозяйки особняка – претендует на наследство. Анна помогает одному очень влиятельному чиновнику, остро нуждающемуся в большой сумме денег, выкупая у него коллекцию картин. По преданию, именно он поспособствовал прекращению тяжбы.

Не случись эта история, возможно, не появился бы в Серпухове такой богатый музей. Ведь Анна Мараева была старообрядкой и вряд ли проявила бы большой интерес к западноевропейской живописи.

В 1920 году особняк был национализирован и назван Музеем старины. Его коллекции пополнялись за счет художественных фондов Москвы и бывших усадеб.

Иконы московской школы XVI-XVII веков, деревянные раскрашенные скульптуры. Работы Ф.Рокотова и Д.Левицкого, И.Айвазовского, В.Поленова, И.Шишкина, И.Левитана, А.Саврасова и К.Юона, В.Верещагина и В.Маковского, Г.Семирадского и В.Васнецова, Н.Гончаровой… Редкие ранние деревянные скульптуры из знаменитого старорусского цикла С.Коненкова. Уникальная коллекция станковой живописи западноевропейских мастеров. Итальянская мраморная скульптура, большое собрание фарфора.

Рядом с особняком – построенная по проекту Р.И. Клейна старообрядческая церковь Покрова Пресвятой Богородицы с полностью сохранившимся старинным иконостасом. Это единственный на юге Подмосковья безалтарный храм.

Все это сегодня – своеобразные символы Серпухова. Но экскурсии по городу могут длиться еще очень долго.

Более тридцати храмов и, что особенно редко, множество старинных образцов промышленной архитектуры.

Медицинское училище, располагающееся в бывшей усадьбе Солодовникова, от которого открывается самая выразительная перспектива на Никольский собор.

Пересыльная тюрьма в сложном, типичном для петербургской архитектуры, дворце Кишкиных, владельцев грандиозной парусинной фабрики.

Самый большой в городе зал для переговоров с лепниной на потолках и стенах, который открывается только во время больших конференций. Люди называют его «греческим залом». Располагается он в бывшем здании городской Думы.

«Варгинский» мост через Нару, построенный в XIX веке известным промышленником, осуществлявшим поставки Кутузовской армии в 1812 году.

Фабрики промышленника Коншина, который обеспечивал работой более двух тысяч человек.

Центр фотографической культуры имени Н.П. Андреева, работы которого известны и в России, и за рубежом.

Больница имени Семашко, бывшая штабом Южного фронта в 1919 году.

Не возрожденный пока Распятский монастырь, вдоль западной части которого проходила главная улица средневекового Серпухова, и его загадочный собор, похожий на петербуржский Петропавловский. С этого места открывается красивейшая городская панорама.

Сегодня Серпухов является одним из городов Губернского кольца Подмосковья.

подача воды в Серпуховский район будет ограничена

Туризм в Серпухове

Туризм в Серпухове